Приложение 1
Примерная программа социально-психологического
сопровождения профессионального самоопределения учащихся
Пропедевтическое и обучающее направление
Цели:
- ознакомление учащихся с миром профессий, содержанием профессиональной деятельности в различных сферах, с требованиями к личности работника;
- развитие профессиональных интересов, склонностей, способности к
планированию учебной и профессиональной карьеры, качеств, важных для профессионального самоопределения; - обучение основам выбора профессии.
Формы работы
Целевые группы - начальная школа - средняя школа.
Ролевые игры из цикла «Город мастеров» (начальные классы), классные часы, тренинговые занятия «Проблемы выбора», «Я в мире профессий», «Уроки выбора профессии», «Шаги к профессии», «Я выбираю профессию», «Мой жизненный выбор», «Мое профессиональное будущее» (5-9 классы) и т.п.; экскурсии на предприятия и в учреждения, встречи с представителями различных профессий и специальностей, со специалистами Центра занятости, оформление стенда «Я выбираю профессию».
Консультационное направление
Цели:
- актуализация процесса личностного и профессионального самоопределения;
- повышение психологической компетенции;
- ознакомление с результатами диагностики профессиональных предпочтений учащихся, родителей, педагогов, администрации
Формы работы:
(Целевые группы – учащиеся 7-9 классов и их родители)
- Групповые и индивидуальные консультации по результатам диагностики, по вопросам самоопределения школьников.
- Консультирование по результатам углубленной диагностики
(Целевые группы - педагоги, администрация и родители)
- Индивидуальные консультации для изучения личностных особенностей учащихся, специфики их учебной деятельности, способов разрешения проблемных ситуаций.
- Индивидуальные консультации по организации профориентационной
работы
Диагностическое направление
Цели:
- активизация профессионального самоопределения;
- содействие самопознанию учащихся, учету индивидуальных и личностных особенностей, интересов, склонностей;
- выработка рекомендаций по выбору элективных курсов, профиля обучения и организации образовательного процесса
Формы работы:
(Целевые группы - учащиеся 8-11 классов и их родители)
- Анкетирование учащихся и их родителей по теме «Мое профессиональное будущее» / «Профессиональное будущее моего ребенка»
- Изучение приоритетов подростков, различных жизненных ценностей (метод самооценки).
- Диагностика личностных особенностей, профессиональная «Карта интересов» А.Е.Голомштока (модифицированный вариант), опросник профессиональных склонностей Л.А.Йовайши, школьный тест умственного развития (под ред. К.М.Гуревича, модифицированный вариант), методика определения типа мышления.
- Углубленная индивидуальная психодиагностика по запросу учащихся и их родителей.
Приложение 2
Примерный план профориентационной работы школы
|
Содержание деятельности |
|
Ответственные |
|
|
Организационная работа в школе |
|||
1 |
Оформление кабинета, уголка по профориентации. |
Совет по профориентации |
||
2 |
Работа школьного совета по профориентации. |
Зам. директора по воспитательной работе |
||
3 |
Проведение анализа результатов профориентации за прошлый год (вопросы трудоустройства и поступления в профессиональные учебные заведения выпускников X, XI кл.) |
Зам. директора по воспитательной работе |
||
4 |
Сопоставление и обсуждение плана профориентационной работы на новый учебный год. |
Зам. директора по воспитательной работе |
||
5 |
Обеспечение школы документацией и методическими материалами по профориентации. |
Зам. директора по воспитательной работе |
||
6 |
Пополнение библиотечного фонда литературой по профориентации и трудовому обучению |
Библиотекарь |
||
7 |
Обеспечение участия школьников в работе ученических трудовых объединений |
Администрация |
||
8 |
Организация работы предметных кружков на базе школьных мастерских, кружков декоративно-прикладного творчества, спортивно-технических, художественных. |
Зам. директора по УВР, зам. директора по воспитательной работе |
||
9 |
Введение ориентационных курсов по выбору и факультативов: «Твоя профессиональная карьера», «Выбор профессии» и «Мое профессиональное будущее» |
Зам. директора по УВР |
||
10 |
Организация выпуска школьной газеты "Кем быть" |
Зам. директора по УВР, зам. директора по воспитательной работе |
||
11 |
Вовлечение учащихся в общественно-полезную деятельность в соответствии с познавательными и профессиональными интересами |
Зам. директора по воспитательной работе, классный руководитель |
||
12 |
Осуществление взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, Центром занятости |
Зам. директора по воспитательной работе, классный руководитель, руководитель совета по профориентации |
||
13 |
Оформление и обновление стенда «Профессии, которые нам предлагают» |
Зам. директора по воспитательной работе |
||
14 |
Создание из числа старшеклассников группы профинформаторов для работы с младшими школьниками |
Зам. директора по воспитательной работе, совет по профориентации |
||
Работа с педагогическими кадрами. |
||||
1 |
Разработать рекомендации классным руководителям по планированию профориентацнонной работы с учащимися различных возрастных групп |
Зам. директора по воспитательной работе |
||
2 |
Организовать для педагогов и классных руководителей цикл семинаров по теме «Теория и практика профориентационной работы» |
Зам. директора по УВР. |
||
3 |
Предусмотреть в плане работы методических объединений педагогов рассмотрение вопросов методики профориентационной работы, обмен опытом ее проведения. |
Зам. директора по воспитательной работе. |
||
4 |
Организовать для педагогов профконсультации |
5-7 кл |
Психолог |
|
5 |
Организовать проведение конкурса разработок внеклассных мероприятий. |
Совет по профориентации |
||
6 |
Организовать помощь в разработке классных часов по профессиональной направленности учащихся |
Зам. директора по воспитательной работе |
||
Работа с родителями |
||||
1 |
Организовать для родителей лекторий по теме «Роль семьи в правильном профессиональном самоопределении» |
Зам. директора по воспитательной работе |
||
2 |
Проводить индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора профессий учащимися, курсов по выбору, факультативов. |
Кл. руководитель, |
||
3 |
Организовать встречи уч-ся с их родителями -представителями различных профессий |
Кл. руководитель |
||
4 |
Привлекать родителей к участию в проведении экскурсий учащихся на предприятия и учебные заведения |
Кл. руководитель |
||
5 |
Спланировать проведение родительских собраний (общешкольных, классных). |
Зам. директора по воспитательной работе |
||
6 |
Подготовка рекомендаций родителям по возникшим проблемам профориентации |
Кл. руководитель |
||
7 |
Привлекать родителей к руководству кружками по интересам |
Зам. дир. по восп. работе |
||
8 |
Организовать для родителей встречи со специалистами. |
11 кл 12 кл 12 кл |
Кл. руководитель |
|
Работа с учащимися |
||||
1 |
Предпрофильная подготовка |
Учителя-предметники |
||
2 |
Проведение экскурсий на предприятия и в учебные заведения города |
5-11кл.. |
Кл. руководитель |
|
3 |
Организация тестирования и анкетирования учащихся с целью выявления профнаправленности |
9-10 кл. |
Психолог. |
|
4 |
Проведение опроса по выявлению проблем учащихся по профориентации |
Кл. руководитель |
||
5 |
Проведение классных часов по изучению профессиограмм учебных заведений |
Кл. руководитель |
||
6 |
Осуществление индивидуальных и групповых консультаций учащихся |
Психолог. |
||
7 |
Проведение месячника по профориентации, конкурсов по профессии, конференций, интеллектуальных игр и др. |
1-11 кл. |
Зам. директора по воспитательной работе |
|
8 |
Организация предметных недель, декады (по направлениям), олимпиады по "Технологии" |
Учителя "технологии". |
||
9 |
Организация и проведение с учащимися выставок “В мире профессий”: |
К.л. руководитель, библиотекарь. |
||
10 |
Проведение серий классных часов (согласно возрастным особенностям) |
5-11кл. |
Кл. руководитель |
|
11 |
Организация и проведение встреч с представителями различных профессий |
Кл. руководитель |
||
12 |
Организация экскурсий и встреч со специалистами |
Зам. директора по воспитательной работе |
||
13 |
Обеспечение участия старшеклассников в днях открытых дверей учебных заведений |
9-11кл. |
Зам. директора по воспитательной работе |
|
14 |
Знакомство с профессиями на уроках чтение, окружающий мир, труд и т.д. |
1-4 кл. 5-11кл. |
Учителя- |
|
15 |
Организация экскурсий в «Центр занятости», помощь в определении профиля обучения |
8-9 кл. |
Кл. руководитель, психолог |
|
16 |
Обеспечение участия учащихся в работе ярмарки вакансий с целью знакомства с учебными заведениями и рынком труда |
9-11кл. |
Зам. директора по воспитательной работе |
|
17 |
Оформление на каждого учащегося профориентационной карты |
Кл. руководитель, психолог. |
||
18 |
Организация работы кружков на базе школьных мастерских и вовлечение в них учащихся. |
Учителя "Технологии" |
||
19 |
Привлечение к занятиям в кружках и спортивных секциях в школе, в учреждениях дополнительного образования |
Кл. руководитель |
||
20 |
Организация общественно-полезного труда школьников, как проба сил для выбора будущей профессии |
Кл. руководитель |
||
21 |
Изучение читательских интересов школьников, составления индивидуальных планов чтения, обсуждение книг, имеющих профориентационное значение |
Библиотекарь. |
||
22 |
Защита проектов |
Кл. руководитель, учитель технологии |