ЧТО ЗНАЧИТ «УСПЕХ» ДЛЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Применительно к дошкольникам, с социальной, педагогической, психологической точек зрения, успех - это оптимальное соотношение между ожиданиями личности ребенка и людей, входящих в его непосредственное окружение, и результатами его деятельности.
Выделяют разновидности успеха дошкольника, но все они могут быть сведены к двум видам:
- признание конкретного результата ребенка, в т. ч. и в случае преодоления им каких-либо трудностей;
- признание личности ребенка в целом.
Эмоциональная неустойчивость, ощущение неуспешности мешают общению ребенка, формированию его взаимодействия в детском сообществе и отношениям со взрослыми, могут провоцировать робость, застенчивость, некоммуникабельность или, наоборот, агрессию, неадекватность реакций.
Выделяя условия создания ситуации успеха, на первое место ученые ставят создание атмосферы одобрения, радости, которая может быть обеспечена с помощью вербальных и невербальных (мимических, пластических) средств, таких как обнадеживающие слова, мягкие интонации, корректность и доброжелательность обращений, открытая поза.
Оценка полученного благодаря детским усилиям результата, при которой ребенок почувствует радость успеха - предусматривает как оценку целостного продукта деятельности, так и деталей, в которых проявилась индивидуальность ребенка, например, использование необычного способа, красивого оформления, оригинального элемента: «Особенно у тебя хорошо получилось...».
Таким образом, можно воспроизвести следующую схему создания ситуации успеха для дошкольников:
- снятие страха;
- мотивация деятельности;
- авансирование;
- скрытая инструкция;
- "персональная исключительность";
- педагогическое внушение;
- позитивная и искренняя оценка полученного результата.
|