Цели и задачи системы организации воспитания
Целью является получение объективной информации о состоянии региональной системы воспитания и социализации обучающихся.
Обоснование цели.
Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. определены основные направления его реализации, которые ориентированы на развитие социальных институтов воспитания, обновление воспитательного процесса в системе общего образования на основе оптимального сочетания отечественных традиций, современного опыта, достижений научных школ, культурно-исторического, системнодеятельностного подхода к социальной ситуации развития ребенка. По результатам мониторинга организации системы воспитания и социализации обучающихся школ Артемовского городского округа, проведенного в ноябре 2021 года, охват обучающихся мероприятиями по всем направлениям воспитания в учебное время составил от 90,7% до 100%. Во всех общеобразовательных организациях Артемовского городского округа созданы общественные детские объединения.
Одним из эффективных способов, направленных на формирование социальной активности обучающихся, является волонтерская деятельность. Добровольческая (волонтерская) деятельность в образовании предполагает соучастие учителей и обучающихся в добровольческих (волонтерских) проектах и программах общеобразовательных организаций. Доля школ, в которых ведется такая работа в Артемовском городском округе составляет 95%.
Получение образования на русском языке является одним из ведущих способов интеграции детей, для которых русский язык не является родным, к новым социально-культурным условиям и способствует преодолению и предотвращению этнических конфликтов. В 13 образовательных организациях Артемовского городского округа обучаются дети, для которых русский язык не является родным.
Ключевая роль в воспитательном процессе отводится классным руководителям, результативность деятельности которых будет зависеть в том числе от того, как осуществляется оценка деятельности педагогов. Необходимо работу классных руководителей систематизировать, организовать семинары по обмену опытом работы классных руководителей.
На достижение цели направлено решение следующих взаимосвязанных задач:
- поддержка семейного воспитания;
- развитие воспитания в системе образования;
- расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов;
- гражданское и патриотическое воспитание и формирование российской идентичности;
- духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей;
- приобщение детей к культурному наследию;
- популяризация научных знаний среди детей;
- физическое воспитание и формирование культуры здоровья;
- трудовое воспитание и профессиональное самоопределение;
- обеспечение физической, информационной и психологической безопасности;
- развитие добровольчества (волонтерства) среди обучающихся;
- профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обучающихся;
- поддержка семей и детей, находящихся в сложной жизненной ситуации;
- поддержка обучающихся, для которых русский язык не является родным;
- повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся;
- организация работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в образовательных организациях;
- осуществление сетевого и межведомственного взаимодействия для методического обеспечения воспитательной работы.
Реалистичность цели
Результатом работы является:
- увеличение доли образовательных организаций, осуществляющих взаимодействие с социальными партнерами по сравнению с 2021 г. (2022 г. - 3%; 2023 г. - 4%; 2024 г. - 5%);
- увеличение доли обучающихся по сравнению с 2021 г., принявших участие в мероприятиях, проведенных общественными объединениями школ (2022 г. - на 5%; 2023 г. - на 10%; 2024 г. - на 12%);
- участие представителей Артемовского городского округа в региональных этапах профессиональных конкурсов, тематика которых связана с вопросами воспитания обучающихся;
- увеличение доли образовательных организаций, в которых созданы и функционируют волонтерские центры (2022 г. - 95%; 2023 г. - 100%);
- увеличение доли обучающихся по сравнению с 2021 г., вовлеченных в добровольческое движение (волонтерство) (2022 г. - 20%, 2023 г. - 23%, 2024 г. - 25%);
- увеличение доли обучающихся по сравнению с 2021 г. (по уровням образования), принявших участие в индивидуальной профилактической работе (безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних обучающихся) (2022 г. - не менее 20%, 2023 г. - не менее 23%; 2024 г. - не менее 25%);
- снижение количества обучающихся, находящихся на учете в ПДН (на конец учебного года);
- снижение количества обучающихся, находящихся на внутришкольном учете;
- увеличение доли обучающихся образовательных учреждений, снятых с учета в текущем календарном году (% выбывших из них);
- увеличение количества мероприятий по сравнению с 2021 г. по оценке эффективности деятельности по классному руководству (2022 г. - не менее 40 %; 2023 г. - не менее 45%; 2024 г. - не менее 50%);
- увеличение доли несовершеннолетних обучающихся по сравнению с 2021 г., охваченных различными формами деятельности в период каникулярного отдыха (2022 г. - не менее 50%; 2023 г. - не менее 55%; 2024 г. - не менее 60%).