Круглый стол по теме «Профессиональное становление молодого педагога, проблемы и пути их решения».
28 февраля 2023 год.
2023 год объявлен как «Год учителя. Наставника». Государством поставлены цели, определены задачи для их решения в образовательных организациях. На базе МБОУ СОШ № 18 (директор Семёнова Елена Николаевна) проведён Круглый стол по теме «Профессиональное становление молодого педагога, проблемы и пути их решения».
В Артёмовском городском округе четвёртый год работает Школа молодого педагога и учителя – наставника. Составлена Программа «Развитие наставничества «Наставничество молодых. Новые смыслы», по определённой программе работает Школа молодого педагога (трёх - годичного обучения). Стали традиционными проведение открытых уроков, внеклассных мероприятий учителями – наставниками, молодыми специалистами, руководителями городских методических объединений. Проводятся Панорамы открытых уроков молодыми педагогами и для молодых педагогов, учим проводить самоанализ проведенных мероприятий. За три года посещено 70 уроков у молодых специалистов методистом центра образования совместно с учителями – наставниками, администрацией образовательных организаций. Активное участие в организации и проведении работы Школы молодого педагога оказывают МБОУ СОШ № 3, 11, 16, 17, 18, 22.
В образовательных организациях Артёмовского городского округа в работе с молодыми специалистами актуальны два аспекта:
- создание условий для адаптации молодых педагогов;
- эффективная работа по развитию перспектив профессионального становления.
В работе Круглого стола принимали участие молодые педагоги (16 человек) и учителя – наставники (20 человек) представили совместную работу молодого педагога и учителя – наставника.
Учитель – наставник МБОУ СОШ № 11 Толканова Ксения Александровна (учитель начальных классов) в презентации рассказали о контролируемой системной работе учителя – наставника с молодыми педагогами, привела примеры алгоритма действия структурных элементов наставничества: руководителей школьных методических объединений, творческой группы опытных учителей, психолога, администрации, о формах сопровождения молодых педагогов. В образовательной организации работает три молодых педагога, участвующих во всех школьных и городских мероприятиях.
Молодой педагог МБОУ СОШ №11 Шаймуратова Айгуль Айдаровна (учитель физики и информатики) показала методические наработки, рассказала об участии в различных конкурсах, о тесной связи с учителем – наставником Дьяковой Ольгой Кирилловной (учитель математики и информатики).
Организатор работы с молодыми педагогами МБОУ СОШ № 31 Карлаш Наталья Константиновна (учитель русского языка и литературы, заместитель директора по учебно – воспитательной работе) привела примеры работы с молодыми педагогами, начиная с анкетирования до приобретения практических навыков, необходимых для педагогической работы. В презентации представлена работа с молодым педагогом Савиной Елизаветой Сергеевной, указала трудности в работе педагога и пути их решения (пока не всех).
МБОУ СОШ №22 учитель – наставник Гришина Наталья Александровна (учитель математики) добавила о работе школьных методических объединений, помогающих в профессиональном становлении молодого учителя.
Интересную форму работы с родителями показали учитель – наставник МБОУ СОШ №7 Липина Ольга Николаевна (учитель начальных классов) и учитель (бывший молодой педагог) Ковалёва Анастасия Александрова. В презентации продемонстрировали практическую работу «Взаимодействие с семьёй». Выработанный алгоритм работы с семьёй стал достоянием участников круглого стола.
Разнообразной работой педагогов - наставников и молодых воспитателей поделились участники Круглого стола МБДОУ № 38, 1.
Каунова Наталья Васильевна - наставник (музыкальный руководитель), молодой педагог Землянская Юлиана Николаевна (музыкальный руководитель) МБДОУ № 38 рассказали о путях решения проблем, возникающих у молодого педагога. Молодой педагог сама ищет выходы из создавшийся ситуации, читает методическую литературу, вместе с наставником проводит занятия, изучает психологические особенности ребенка. Молодой педагог, работая второй год, принимала участие в городском фестивале, конкурсе «Лучший по профессии».
Методист МБДОУ № 1 Миронова Валентина Николаевна рассказала о наставнической работе в образовательной организации, о проблемах, возникающих при проведении занятий в методическом плане, показала пути решения данной проблемы. Оценила роль педагога наставника в профессиональном становлении молодого педагога. Шверская Мария Анатольевна рассказала о своей работе, о помощи, оказываемой всеми работниками образовательной организации.
Молодой педагог МБОУ СОШ № 35 Хмелёва Татьяна Дмитриевна (учитель начальных классов) дала советы молодым педагогам «Как преодолеть страх публичных выступлений». Учитель – наставник Петельгузова Ольга Витальевна (учитель начальных классов) МБОУ СОШ №35 представила презентацию о работе трёх наставников с молодыми педагогами, показала индивидуальный план (маршрут профессионального становления каждого педагога). Молодые педагоги добросовестно исполняют задачи, указанные в маршрутном листе, являются активными участниками в проводимых мероприятиях городских и краевых.
Учителем – наставником Вышегородской Мариной Николаевной (учитель начальных классов) МБОУ СОШ № 18 для работы с молодым специалистом подготовлен цикл теоретических заданий по проблемам, вызывающих затруднения в работе (темы по направлениям представлены участникам Круглого стола). Молодой педагог Немтинова Екатерина Игоревна (учитель начальных классов) привела примеры практической помощи учителя – наставника.
Работу Школы молодого учителя представила организатор по работе с молодыми педагогами Широкова Татьяна Михайловна, кандидат педагогических наук, МБОУ СОШ № 16. За четыре года работы Школы молодых учителей, достигнут высокий уровень профессионального роста молодых педагогов. Три года подряд молодые учителя занимали первые места в городском конкурсе «Лучший по профессии» (номинация «Молодой педагог»), принимали участие в краевых конкурсах и проводимых мероприятиях.
Подводя итоги, можно сказать, то наставничество - эффективный способ передачи опыта мастерства молодёжи. Причём польза от данного процесса двусторонняя: обогащение педагогическим опытом молодого педагога и повышение квалификации профессионального мастерства учителя – наставника.
 |